Святой, ок. 170-235 гг. н. э. Один из самых выдающихся христианских писателей III в. По мнению патриарха Фотия, ученик Иренея Лионского. Пресвитер римской Церкви, затем антипапа.
Родился, вероятнее всего, в одной из грекоязычных провинций Востока Римской империи, во всяком случае его великолепное владение греческим языком, глубокое знание античной философии и религии указывают на связь с Востоком. Появился в Риме в период правления епископа Виктора, в последнее десятилетие II века. Когда Ориген около 212 г. посетил Рим, он слушал там проповеди Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. Противостояние Ипполита большинству в Римской церкви началось еще при папе Зефферине (198-217). Когда Зефферин скончался и его место занял Калликст, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, и в заключительной главе своего "Опровержения всяческих ересей" называл его последователей уже не христианами, а "каллистианами". Калликст также был обвинен в приверженности ереси Савеллия — и это несмотря на то, что в начале своего понтификата он осудил Савеллия.
Ипполит отделился от Римской церкви и возглавил небольшую, но влиятельную группу ригористически настроенных христиан, которые провозгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории римской церкви антипапой.
Ипполит и его сторонники настаивали на абсолютной божественности Иисуса (Отец и Сын
— два образа божества), за что их обвиняли в отступлении от монотеизма ("дитеизме"). Св. Ипполит Римский так передает крещальный "Символ":
Верую в Бога Отца Всемогущего.
Верую в Иисуса Христа, Сына Божия,
рожденного от Духа Святого и от Девы Марии,
распятого при Понтии Пилате, и умершего (и погребенного),
и воскресшего в третий день живым из мертвых,
и вознесшегося на небеса,
и пребывающего одесную Отца,
и паки грядущего судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого,
и во Святую Церковь, и в воскресение плоти
(Св. Ипполит. Апостольское Предание, XXI.)
Не менее существенным было и разногласие между епископами в отношении норм поведения верующих. Ипполит выступал за аскетические принципы. Он обвиняет Калликста в том, что он принимает в церковное общение всех отлученных, равно как и возвращающихся из еретических обществ; что он утверждает, будто бы епископ не подлежит низложению, если бы даже впал в смертный грех; он поставил в иерархические степени лиц второбрачных и троебрачных и не низложил даже и тех, которые женились, занимая клировые должности, как будто сделавшие это не согрешили; Калликст покровительствует прелюбодеянию и убийству; при нем дерзнули ввести в церкви второе крещение.
Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Калликста Урбане (223—230) и Понтиане (230—235) до тех пор, пока император Максимилиан Трак не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему преемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235—236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на рудниках острова Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при преемнике Антера папе Фабиане (236—250) и похоронены в один и тот же день — 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь чтит память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. Православная Церковь чтит память Ипполита 30 января. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком (найдена в 1551 году): он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений.
В истории христианской письменности III в. св. Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен — не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях.
Большая часть его сочинений посвящена полемике против еретиков — ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, маркионитов и др. Особую группу между этими сочинениями составляют три обширных обозрения всех ересей, существовавших от начала церкви: "Малый лабиринт", "Вивлидарион" (βιβλιδάριον) и "Философумены", или "Обличение всех ересей" (φιλοσοφούμενα, Philosophumena kata pason haireseon elenchos) — лучшие сочинения во всей обширной ересеологической христианской литературе по точности, полноте и новизне сведений, по строгой объективности изложения еретических учений (часто подлинными словами еретиков) и по беспристрастию в их оценке, можно сказать, каталог ересей ранней Церкви, который до XIX в. считался произведением Оригена. "Философумены", кроме того, имеют значение и для истории древней философии, так как автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, дает, часто своеобразное, изложение и истолкование последних и, что особенно важно, приводит иногда отрывки из сочинений древних философов (напр. Гераклита), до нашего времени не сохранившихся в целом виде. Другую группу сочинений Ипполита составляют толкования на св. Писание, имевшие значение пособий для богословов последующего времени; из них сохранились большей частью лишь отрывки: в переводе на старославянский язык и в греческих фрагментах сохранился комментарий к Песне Песней и пророчествам Даниила; в сочинениях Евсевия и Фотия мы находим фрагменты комментариев ко многим книгам Библии, библейских гомилий и нескольких трактатов: "Об антихристе" (Peri tu antichristu) и др. "Папские обычаи" - документ об организции и вероисповедании Римской церкви во 2-3 вв. и "Комментарии к Даниилу"
— самые ранние христианские комментарии к Библии, которые уцелели. “Хроника”, написанная св. Ипполитом в 234 г., сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах; из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты. Трактат направлен против тех современников св. Ипполита, которые ожидали скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (хилиазм).
|