Римский папа (236-20.01.250) , святой. Согласно "Liber
Pontificalis" - римлянин, сын Фабия (Fabius).
Евсевий в "Церковной истории" (кн. VI, гл. 29) рассказывает,
что Фабиан был избран чудесным образом: когда все братия собрались в церковь
по случаю выборов, и все заняты были думами о разных кандидатах, между
которыми было много людей достойнейших, большинству приходил на ум кто-либо
из славных, известных мужей. Вдруг сверху слетает голубь и садится на голову
Фабиана. Этот знак был принят за небесное указание, что этот именно человек
и есть избранник Божий, и весь народ в одном порыве, словно по внушению Духа
Божия, единодушно возгласил "достоин" и немедленно посадил его на
епископскую кафедру. Так Фабиан был посвящен в сан епископа всемирной
столицы, несмотря на то, что никто не считал его кандидатом на эту высокую
должность, поскольку он был простым поселянином.
Св. Киприан упоминает (Ep., 59), что Фабиану пришлось вне
Рима вмешаться в крупное африканское событие - низложение Привата (Privatus),
епископа Ламбезы. Ориген посылал ему памятную записку, в которой
оправдывался от обвинений, возводимых на его учение (Евсевий, Hist. Eccl.,
VI, 34). Известно также, что при Филиппе I Арабе папа Фабиан счел возможным
перевезти из Сардинии в столицу останки своего предшественника Понтиана.
Согласно средневековым источникам, развернул организационную деятельность. В
частности, продолжая дело начатое еще св. Климентом (во время первых гонений
на христианство тот поставил в различных округах Рима семь нотариев для
ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в
темницах и судилищах), Фабиан разделил разросшуюся римскую христианскую
общину на семь округов (диаконатов, regiones), поручив их наблюдению семи
диаконов и семи иподиаконов. Это, без сомнения, было началом церковных
приходов, того официального распределения клира и церковной администрации,
которое удержалось в Риме на многие века.
Фабиану приписывают постройки, воздвигнутые на римских
кладбищах. Более поздние источники приписывают Фабиану рукоположение в 245
году семи будущих епископов Галии, среди них св. Дениса Парижского (Григорий
Турский, Hist. Francor., I, 28, 31). Обращение Галлии в христианство при
Фабиане весьма сомнительно, так как оно существовало там и до него, но
вполне возможно, что он также немало сделал для галльской Церкви.
Декреталии, приписываемые Фабиану Псевдо-Исидором являются
апокрифическими.
Для христиан период понтификата Фабиана почти до конца был
относительно спокойным. Активно обсуждался лишь один вопрос: принимать ли
обратно в лоно церкви падших, если они раскаются. Одни стояли за
"милосердие", опасаясь ослабления христианских общин, другие во главе с
епископом Новацианом, боролись против допущения в лоно церкви провинившихся.
Фабиан относился к колеблющимся. Но в 249 г. стало не до этого обсуждения.
Император Деций I издал эдикт против христиан. "Дециево гонение"
предусматривало арест всех тех, кто не почитает римских богов. Каждый житель
империи в любой провинции должен был на глазах специальной комиссии принести
жертву в честь того или иного бога. Естественно, Фабиан не подчинился этому,
был арестован и мученически умер в тюрьме 20 января 250 г. Мученик был
захоронен в катакомбах св. Каликста, где относительно недавно (1850) Де
Росси обнаружил его греческую эпитафию (Roma Sotterranea II, 59): "Фабиан,
епископ и мученик".
После мученической смерти Фабиана в трудный период гонений
епископский трон пустовал более года; 14 месяцев общиной управляли
пресвитеры и диаконы. Только после смерти Деция духовенством и
собранием христиан был избран епископ Корнелий.
День памяти св. Фабиана - 20 января.
|
|
|