Святой, (Настоящее имя Симон, позднее Симон Петр, умер ок. 64). Иногда Кифа (сирийское слово, означающее скалу, камень, в греческом переводе petros). Один из 12 христианских апастолов. Уроженец Вифсаиды в Галилее, до встречи с Христом был женат и жил в городе Капернаум, был сыном Ионы, занимался рыбной ловлей вместе с братьями Иоанном, Андреем и Иаковом. Будучи призванным в апостолы Петр получает предназначение стать “основанием” церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. После распятия Христа стал лидером христианского общества с центром в Иерусалиме, где проповедовал христианиство и обращал в свою веру новых приверженцев (ок 33 - 44 н. э); был заключен в тюрьму Иродом Агриппой I (последний царь Иудеи; 41 - 44 н. э), но бежал (по легенде был чудесным образом вызволен из темницы ангелом) и обосновался в Антиохии (сейчас Антакья, юг Турции). Апокрифические предания прочерчивают последующий путь Петра из Сирии в Каппадокию, Галатию и Понт, где он длительное время епископствует в Синопе вместе с Андреем и откуда, расставшись с братом, отправляется в Рим. Положил начало христианским обычаям, был первым римским епископом. Его деятельность в качестве главы христианской общины Рима католическая традиция считает основанием для признания главенства римских епископов (пап), как преемников апостола.
Позднейшие предания связывают с пребыванием Петра в Риме следующую легенду. Спасаясь от гонений императора Нерона, поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Петр ночью покинул Рим. За городскими воротами он встретил Иисуса Христа и спросил его "Quo vadis, Domine?" ("Куда идешь, Господи?"). На это Христос ему ответил: "В Рим, чтобы снова принять распятие". После этого Христос вознесся на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, вернулся в Рим, где его распяли на кресте. По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра.
Два окружных (или соборных) послания, приписываемые Петру, включены в канон Нового Завета.
1. Первое послание состоит из пяти глав и написано в Вавилоне в 65 г. н. э. по поводу злоупотреблений, возникших из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол убеждает христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу вести жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианской свободой, в частности излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и паствы.
2. Второе послание состоит из трех глав, написано Петром незадолго до его кончины в Риме. Это как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетований Божьих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, пользоваться долготерпением Божьим для своего спасения.
День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю).
|