ЗЕФФЕРИН

(Zephyrinus)

 

      Святой, умер 20 декабря 217. Римский папа (199-217), избранный после смерти Виктора I.
      Согласно "Книге пап" ("Liber Pontificalis") Зефферин был коренным римлянином, сыном Габундия (Habundius). Издал декрет о том, что посвящение в духовный сан священника, дьякона, или иных духовных лиц должно происходить перед собранным духовенства и мирян.
      Описан св. Ипполитом (Hippolytus) в труде "Против всяческих ересей" ("Philosophymena kata pason haireseon elenchos") и назван там "человеком невежественным и безграмотным". Это объясняет почему Зеферин не занимался теологическими исследованиями, а посвятил себя практическому управлению Церковью. Сразу же после избрания папой Зеферин вызывает к себе исповедника Каликста, который в ту пору жил Антиуме и получал ежемесячную пенсию, назначенную папой Виктором, и назначил его смотрителем римских катакомб. Видимо незадолго до этого римская христианская община получила в официальное владение это место захоронений (позже даже получивших имя Каликста) на Аппиевой дороге, смотрителем которого и был назначен Каликст. Каликст был назначен Зеферином диаконом Римской Церкви, и был его фактическим соправителем.
      Положение христиан столь благоприятное в начале правления императора Септимия Севера (193-211), постепенно ухудшалось. Септимий Север в начале правления благосклонно относился к христианам, так как один раб, христианин Прокул, исцелил его от болезни. Но, после войны в Иудее, он стал подозревать христиан в политических замыслах и уже в 202 (или 203) последодвал указ о запрещении принятия иудейства и христианства и их пропаганды под угрозой достаточно суровых наказаний. Они особенно коснулись христиан, воспринявших учение монтанизма, но о последствиях выполнения этого указа в самом Риме, а также о римских мучениках того периода истории ничего неизвестно.
      Более известные события той поры - дебаты в Римской Церкви - связанные с доктриной Троицы. Сторонники кожевника Феодота, отлученные от церкви еще папой Виктором, сформировали в Риме независимую еретическую общину, управляемую другим Феодотом, менялой, и Асклепиодотом (Aselepodotus). Они убедили римского проповедника Наталия (Natalis), подтвердившего свою веру тем, что выстоял перед судом язычников и перенес пытку, стать епископом секты за ежемесячную плату в 150 денариев. Как пишет в "Церковной истории" Евсевий: "Господь часто вразумлял его видениями, ибо милосердный Бог и Господь наш Иисус Христос не желал, чтобы свидетельствующий о Его страданиях погиб отлученным. Он, однако, не обращал внимания на эти видения, поймавшись на приманку главенства и корысти, погубившей столько людей; в конце концов, был он избит святыми ангелами, всю ночь его бичевавшими: встав поутру, весь в ранах, он надел рубище, посыпал голову пеплом и кинулся, обливаясь слезами, в ноги епископу Зефирину; простирался не только перед клиром, но и перед мирянами и тронул слезами милосердную Церковь милостивого Христа; но, хотя он просил, молил и показывал рубцы от полученных ран, обратно в Церковь приняли его с трудом." (Eusebius, "Hist. Eccl.", V, xxxii). В тот же период в Риме прояляли активность и последователи Монтана. Монтанист Прокул (или Прокл, Proculus), глава катафригийской секты, издал труд в защиту новых пророчеств. Опровержение Прокла в форме диалога было написано римским христианином Гаем, отправляющим Прокла к святым останкам св. Петра на Ватиканском холме и Павла на Осийской дороге: "Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь". Гай отклоняет Апокалипсис св. Иоанна, считая его сочинением еретика Серинта (Cerinthus). Ипполит в опровержение Гая создал "Capita contra Caium" ("Против Гая").
      "Книга пап" приписывает Зефферину два постановления: одно - о рукоположении духовенства, а другое - о евхаристической литургии в римских церквях. Автор биографии приписал эти постановления римскому папе произвольно, без всякого исторического основания.
      Зефферин был захоронен в отдельном могильном помещении на кладбище Каликста. Почитается Церковью как мученик, день памяти - 26 августа.

 

К оглавлению