Комментарии
1. Климент Римл., Ad. Cor. I, гл. 5.
2. Послание к Колоссянам, IV, 10; к Филимону, 24; I Петра, V, 13. Ср. Папий, у Евсевия, Hist. Eccl., III, 39; Ириней, Adv. haer., III, I, 1; Тертуллиан, Adv. Marc., IV, 5; Климент Александрийский., у Евсевия, Hist. Eccl., VI, 14; Ориген, у Евсевия, Hist. Eccl., VI, 25; Евсевий, Hist. Eccl., II, 15; Епифан, Adv. haer., LI, 6; Св. Иеремия, ep. 150, ad Hedibiam, 11. Заметьте личность по имени Μάρκος Πέτρος,
вероятно христианина, упоминаемого в 278 году в Бостре (Ваддингтон, Inscr., № 1909).
3. Деяния, I, 13; I, 3, 4, 11; IV, 13, 19; VIII, 14; Ев. от Иоанна, XXI вся целиком; послание к Галатам, II, 9. Впечатление от убийств 64 года и ужас, внушаемый городом Римом, выражены в Апокалипсисе с такой живостью, что позволительно думать, что автор этой книги сам был замешан в означенные события, или, по меньшей мере, видел Рим (обратите внимание особенно на гл. XIII, XVII). Выбор Патмоса для того, чтобы перенести туда свое видение, также хорошо объясняется этой гипотезой, так как этот остров был хорошей стоянкой для судов и в некотором роде последней стоянкой для тех, кто едет береговым рейсом из Рима в Эфес. Когда будет идти речь об Апокалипсисе, мы покажем, что этот выбор не может быть объяснен никаким другим мотивом. Ниже мы рассмотрим предание об эпизоде с Иоанном перед Латинскими воротами. Хотя четвертое Евангелие не представляет собой личного произведения Иоанна, тем не менее обращаем внимание на особенность, которая заключается в словах этого Евангелия (XXI, 15-23; см. Апостолы, перевод Е. В. Святловского, изд. М. В. Пирожкова, стр. 25-26). Это, конечно, написано кем-либо, кто видел Петра, кому Петр поверял свои мысли, кто был свидетелем его смерти.
4. Автор послания к евреям, по-видимому, был в Риме, Варнава же, по-видимому, и есть этот автор. См. Введение.
5. Юстин, Apol., 26, 56; Ириней, Adv. haer., I, XXIII, 1; Philosophumena, VI, 20; Const. apost., VI, 9; Евсевий, Hist. Eccl., II, 13-14. Правда, что указания, на которых основываются Юстин и Ириней, происходят от странных промахов. См. Апостолы, стр. 199 и сл. Присутствие Симона в Риме послужило основой апокрифических деяний Петра (Tishendorf, Acta apost. apocr. стр.13 и сл.; см. Recognitions, II, 9; III, 63-64), первая редакция которых эвионитская. Основные данные их признает Евсевий (Hist. Eccl. II, 14). По-видимому, сам Ириней на них ссылается. Ср. Constit. apost., I, c., и Philosoph., I, c. Характер отзывов о Симоне автора Деяний позволяет думать, что Симон обратился в христианств (VIII, 24) и был еще жив, когда автор их писал. Слова Тацита Ann., XII, 52, не противоречат пребыванию Симона в Риме. Ср. Тацит, Ann., XIV, 9; Hist., I, 22. Злоупотребление именем Симона, которое делали во II веке, давая его Павлу, не говорит ни против существования Симона, ни против путешествия его в Рим.
6. Главы секты гностиков во II веке почти все посетили Рим.
7. Никогда в Риме не было такой массы математиков, халдеев, γόητες
всякого рода, как в это время. Тацит, Ann., XII, 52; Hist., I, 22; II, 62; Дион Кассий, LXV, 1; LXVI, 9; Светоний, Тиверий, 36; Вителлий, 14; Ювенал, VI, 542 и сл.; Евсевий, Chron., 9 год Домициана; Зонара, Ann., VI, 5.
8. Иосиф, Vita, 3.
9. Несомненно, что Петра не было в Риме в то время, когда Павел писал свое послание к Римлянам (см. Дионис, из Кор., у Евсевия, Hist. Eccl., II, 25). Павел никогда не вмешивался в дела Церквей, основанных апостолами обрезания (послание к Галатам, II, 7-8; 2 послание к Коринфянам., X, 16; послание к Римлянам, XV, 18-20). Петра не было в Риме, конечно, и в то время, когда туда прибыл Павел. Это доказывают Деяния, XXVIII, 17 и сл. Предположения на счет прибытия Петра в Рим в 42 году Евсевия (Chron., ad ann., 2 Claudii; Hist. Eccl., II, 14) и Св. Иеремии (De viris illustr., 1) следовательно, не выдерживают критики. Но нет оснований не допускать, чтобы он прибыл сюда позднее, а некоторые указания делают это возможным: 1) предание, установленное со II века (Дионис из Коринфа, Кай, Климент Александрийский, Ориген, цитируемые Евсевием, Hist. Eccl., II, 15, 25; III, 1; VI, 14; Игнатий, Adv. Rom., 4; Ириней, Adv. haer., III, I, 1 III, 3; Тертуллиан, Scorp., 15; Praescr., 36; Κήρυγμα Παύλου,
цитир. в De non iterando baptismo, в творениях Св. Киприана, стр. 139, изд. Риго), и не лишенное оснований, хотя к нему примешаны очевидные заблуждения и хотя к нему примешаны очевидные заблуждения и хотя в нем можно усматривать предвзятое намерение a priori выдать старшего апостола за основателя Церкви в столице вселенной (Церковь в Коринфе также заявляла претензии а то, что она основана Петром, между тем как это несомненно не могло быть); 2) несомненный факт, что Петр умер мученической смертью (см. ниже гл. VIII), а это могло иметь место только в Риме; 3) 1 послание Петра, в котором говорится, будто бы оно было написано в Риме; этот аргумент сохраняет свою силу, хотя бы даже само послание и не принадлежало Петру; действительно, недаром мнимый автор желая добиться доверия к своему подложному произведению, пометил его Римом; 4) легендарная по форме, но весьма серьезная по существу теория, которая приписывает Петру, будто бы он ходил по стопам Симона Волхва (т. е. надо понимать – Павла) и в Рим явился для борьбы с ним (Περίοδοι θ Κήρυγμα Πετρου,
произведения, послужившие основанием для псевдоклиментовых Исследований и Проповедей, затем для Πέτρου καί Παίλου κήρυγμα,
цитир. Гераклеоном и Климентом Александрийским: Липиус, Roemische Petrussage, стр. 13 и сл.; Гальгенфельд, Nov. Test. extra can. rec., IV, 52 и сл.; см. Евсевий, Hist. Eccl., II, 14; Philosophum., VII, 20; Const. apost., VI, 9; ср. сирийское Κήρυγμα
Петра у Куретона, Anc. syr. doc., стр. 35-41). – Что касается мест Рима, связанных с воспоминаниями о пребывании в нем Петра, каковы дом Пуда на Виминальском холме, дом Присциллы на Авентинском холме, место, называемое ad nymphas B. Petri, ubi baptizabat на Номентанской дороге, то права их на таковые или ничтожны, или равны нулю, не смотря на то, что, например, последний из упомянутых пунктов с древних времен чтится христианами. См. Бозио, Roma sott., изд. 1650, стр. 400-402; де Росси, Roma sott., I, стр. 189 и сл. Bull., 1867, стр. 37 и сл., 48, 49 и сл.; Деяния Св. Пуденцианы и Св. Пракседы, Act. SS. Maii, IV, 1 ч., стр. 299 и сл. (вместо Pio, читай Paulo); Деяния Св. Марселя, Acta SS. Ian., II, стр. 7. Надпись, опубликованная в номере от марта 1870 неаполитанского журнала, II trionfo della Chiesa cattolica, есть грубая подделка. См. ниже Прибавление.
10. Псевдо-Климент. Беседы, II, 17; III, 59.
11. 1 послание к Коринфянам, I, 12; III, 22; IX, 5.
12. Дионисий из Коринфа, у Евсевия, Hist. Eccl., II, 25 (изд. Гейнихена; текст его неточен и неясен). Ориген, Евсевий, Епифан, Св. Иеремия допускают проповедь Петра в Малой Азии единственно на основании 1 послания Петра, I, 1, но это совершенно недостаточное доказательство.
13. См. Κήρυγμα Παύλου,
цитир. в De non iter. bapt., l. c.
14. Послание к Колоссянам, IV, 10.
15. См. послание Иуды, главы II и III Апокалипсиса фанатические выходки, приписываемые Иоанну (2 послание Иоанна, 10-11; Ириней, Adv. haer., III, III, 4), не говоря о резкостях, которые встречаются на каждой странице посланий Павла.
16. Είς όν παρεδόθητε τύπον διδαχής (послание к Римлянам, VI, 17).
17. См. Св. Павел, стр. 367, и сл. Заметьте также слова Апокалипсиса, XXI, 14 которыми Павел исключается из числа апостолов.
18. См. весь Апокалипсис.
19. Письмо Климента к Иакову в псевдо-Климентовых Беседах, 1.
20. Тацит, Ann., XIV, 12, 22; XV, 22; Светоний, Нерон, 36, 39; Дион Кассий, LXI, 16, 18; Филострат, Apol., IV, 48; Сенека, Quaest. nat., VI, 1, стр. 454; Евсевий, Chron., годы 7, 9 и 10 царствования Нерона.
21. См. Апокалипсис.
22. Второе послание к Коринфянам, IV, 4; послание к Эфесянам, VI, 12; послание Иоанна, XII, 31; XIV, 30.
23. Светоний, Нерон, 12. См. ниже стр. 32-33.
24. Первое послание Петра, V, 13. Ср. Апокалипсис, XIV-XVIII; Carm. sibyll., V, 142, 158.
25. Таким образом, Эдом означал город Рим и римскую империю. См. Букстроф, Lex. chald. talm., rabb., на слово <еврейский текст>. Тоже самое было со словом Куфияне, которым называли самаритян и язычников вообще.
26. Тацит, Ann., XV, 44 (см. Hist., V, 5); Светоний, Нерон, 16.
27. Ср. Первое послание Петра, IV, 4. "Pessimus quisque, spretis religionibus patriis..." Тацит, Hist., V, 5. Тацит, Ann., XV, 41, 44; Hist., V, 5.
28. "Quos... vulgus christianos appelabat". Тацит, Ann., XV, 44.
29. "Rursus erumpebat". Тацит, Ann., XV, 44.
30. "Multitudo ingens". Тацит, ibid.
31. "Genus hominum superstitions novae ac malificae". Светоний, Нерон, 16.
32. "Genus hominum in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur". Тацит, Hist. I, 22; Ann., XII, 52; Κολουσθέν μέν πολλάκίς άυξηθέν δέ επ πλείστον.
Дион Кассий, XXXVII, 17.
33. Послание к Римлянам, XIII, 1 и сл.; 1 послание Петра, II, 13, 18.
34. Тацит, Ann., XV, 44. Светоний, Нерон, 16; Сенека по цитате Св. Августина, De civ. Dei, VI, 11; 1 послание Петра, II, 12, 15; III, 16; 2 послание Петра, II, 12.
35. 1 послание Петра, IV, 4.
36. 1 послание Петра, I, 6; II, 19-20; III, 14; IV, 12 и сл. V, 9, 10; послание Иакова, II, 6; Тертуллиан, Ad. nat., I, 7.
37. Де Росси, Bull. di arch. crist., 1864, стр. 69 и сл.
38. Де Росси (Bull., 1864, стр. 72) рассказывать, что видел на стенах одной помпейской залы, которая, по его мнению, должна была служить местом собрания для христиан, следующую надпись: Mulus hic muscellas docuit (см. Цангермейстер, Inscr. parietariae, № 2016; musciillas). См. гравированный камень, описанный у Стефаноне (Gemmae, Венеция, 1646, табл. XXX) и представляющий осла в виде школьного учителя перед почтительно склонившимся перед ним детьми (изд. Фр. Мюнтера, Primordia Ecclesiae africanae, Hafniae, 1829, стр. 218, ср. стр. 167 и сл., и Крауса, Das Spott-crucifix vom Palatin, Вена, 1869, перев. Линаса, Аррас, 1870). В музее Люина (Bibl. nat., cabinet des antiques, terres cuites, № 779) находится глина, сирийского происхождения, изображающая в карикатурном виде, по-видимому Иисуса; он изображен маленьким человечком в длинном одеянии, с книгой в руках; у него ослиная голова, длинные уши, глаза, которым хотели придать мистическое и кроткое выражение, бесстыдные подробности. Ср. также карикатурное распятие Палатина (Гаруцци, II Crocifisso graffito, Рим, 1857; цит. выше работу Крауса в перев. Линаса; Comptes rendus de l'Acad des inscr, 1870, стр. 22-36; сомнения, выраженные на стр. 36, в наших глазах подтвердились). См. Тертуллиан, Apol., 16; Минуций Феликс, 9, 28; Цельс, у Оригена, Contra Celsum, VI, 31.
39. Евангелие от Луки, IV, 6; Иоанна, XII, 31; послание к Эфесянам, VI, 12.
40. Первое послание Петра, II, 18; послание к Колоссянам, III, 22, 25; IV, 1; послание к Эфесянам, VI, 5 и сл., и эпизод с Онисимом.
41. Первое послание Петра, II, 13 и сл.
42. Евангелие от Иоанна, XIX, 11.
43. Первое послание Петра, II, 11-12; IV, 15.
44. Первое послание Петра, II, 23.
45. Αλλοτριοεπίσκοποι.
46. Первое послание Петра, IV, 15.
47. См. ниже гл. VII.
48. Светоний, Нерон, 34, 36, 40; Тацит, Hist., I, 22.
49. Псевдо-Климентовы Беседы, II, 34; Воспоминания, I, 74, III, 47, 57, 63, 64; Деяния Петра, Тишенфорда, стр. 30 и сл.; Псевдо-Лин, в Bibl. max. Patrum, II, 1 ч., стр. 67; Псевдо-Марцелл, у Фабриция, Codex apocr. N. T., III, стр. 635 и сл.; Псевдо-Абдий, I, 16 и сл.; Const. apost., VI, 9; Ириней, Adv. haer., I, XXIII, 1; Евсевий, Н. Е., II, 14; Псевдо-Гегезипп. De excodio Hieros, III, 2; Епифан, haer, XXI, 5; Арнобий, Adv. gentes, II, 13; Филастр, haer, XXIX; Сульпиций Север, II, 28 и пр. См. Де Росси, Bulletino, 1867, стр. 70-71.
50. Апокалипсис, XIII, 14-17; XIV, 13; XIX, 20.
51. Recognotiones, II, 9; Philosophumena, VI, 20; Constit. apost., VI, 9.
52. Апокалипсис, XIII, 11.
53. Светоний, Нерон, 12; Дион Златоуст, Orat., XXI, 9; Ювенал, III, 78-80. Ср. Recognitiones, II, 9. Ювенал предполагает, что этот Лже-Икар был родом грек.
54. Первое послание к Филиппийцам, IV, 5; послание Иакова, V, 8; первое послание Петра, IV, 7; послание к Евреям, X, 37; первое послание Иоанна, II, 18.
55. Послание к Филиппийцам, I, 20; Евангелие от Иоанна, XXI, 19. Ср. выражение πρόπαια
у Кая, в цитате Евсевия, Н. Е., II, 25.
56. Светоний, Кай; Ювенал, VIII, 186 и сл.; Марциал, Spectac., VII.
|