ЭЛЕВТЕРИЙ

(Eleutherius)

 

      Святой, умер в 189. Римский папа (ок. 175-189). Он был греком из Никополиса в Эпире (сев.-зап. Греция). Имя его отца было Габундий (Habundius). Из трудов его современника Эгесиппа (Hegesippus) мы узнаем, что Элевтерий был диаконом Римской церкви при папе Аникете (154-164), и очевидно остался им и при Сотере, следующем папе, которому и наследовал в 174 (175?) г.
      "Книга пап" (Liber Pontificalis) приписывает Элевтерию постановление о том, что никакая пища, употребляемая человеком, не может презираться христианами (Et hoc iterum firmavit ut nulla esca a Christianis repudiaretur, maxime fidelibus, quod Deus creavit, quae tamen rationalis et humana est). Этот декрет, возможно был предназначен для монтанистов, членов весьма аскетичной секты, или для манихейцев, презиравших мясо.
      Св. Ириней, известный отец церкви, был послан св. Потином (St. Pothinus) и духовенством Лиона с письмом по поводу монтанизма к папе Элевтерию. К сожалению Евсевий, который повествует об этом, не упоминает о подроностях сей интересной миссии. Монтанизм был основан Монтаном, бывшим жрецом фригийской богини Кибелы (Малая Азия). Обвинив церковь в бездуховности, в утере ей общения со Святым Духом и потере огня, зажигавшего христианских пророков, он основал новое учение, в основе которого лежали: ожидание близкого пришествия Христа, поклонение Святому Духу, строгие моральные принципы, аскетизм и получение новых откровений через пророчества. В измененной фоме эта ересь проникала и на Запад: в Рим и Галлию во второй половине 2 в., и особенно активно - в понтификат Элевтерия.
      Очень интересно упоминание в "Книге пап", о получении Элевтерием письма от Луция, короля бриттов, просящего об обращении его в христианство (Hic accepit epistula a Lucio Brittanio rege, ut Christianus efficerentur per ejus mandatum), но это событие в период правления Элевтерия маловероятно. Британия в это время была Римской провинцией. Возможно, кто-то из вождей горских племен, живущих за пределами стены Адриана, мог называть себя королем, но совсем сложно представить, что настолько отдаленные от Рима кельты могли отправлять туда послания. У англо-саксонского теолога и летописца Беды Достопочтенного (673-735) в "Церковной истории народа англов" (Historia ecclesiastica gentis anglorum) читаем следующее: "В году от Воплощения Господня 167-ом Элевтерий стал первосвященником в Риме; король бриттов Луций направил ему письмо, в котором просил и велел, чтобы его (Луция) обратили в христианство" (Hist. Eccl., I, V; V, 24, De temporum ratione, ad an. 161). Однако, Беда писал эти строки взяв за основу не местные исторические источники, а все ту же "Книгу пап". Что касается имени римского папы, со временем правления которого связывают это событие, то в большинстве рукописей "Истории бриттов" (Historia Britonum) валлийского священника Ненния (ок. 800) он назван так же, как у Беды - Элевтерием. Однако Элевтерий принял звание первосвященника не в 167 г., а в 175. Более ранний бретонский историк Гильдас (6 в.) в своих трудах не упоминает о таком событии. Большинство современных ученых считает эту историю апокрифической, а некоторые (например, Harnack Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1904, I, 906-916) выдвигают теорию о том, что, автор "Книги пап" или перписчик перепутал Луция, короля бриттов, с Луцием (Lucius Еlius Septimus Megas Abgar IX), действительно существовавшим христианским королем Эдессы в Месопотамии, а Британию (Britanio) с Бритией (Britio) крепостью Эдессы. Первая редакция "Liber Pontificalis" по этой теории возможно и не упоминала о Британии. Там была ссылка на Абгара IX Эдесского, а переводчик "Книги" изменил Britio на Brittanio, а короля бриттов на сирийского Луция.
      "Истории бриттов" Ненния (Hist. Brittonum, xviii) видит в Луции переведенное на латынь кельтское имя Llever Maur ("Великий свет"). Посланниками Луция, сообщает Ненний, были Фэйган и Верван. Вместе с ним были крещены и другие островные правители (reguli Britanniae).
      Поздние источники утверждают, что Элевтерий умер 24 мая и был похоронен недалеко от места захоронения св. Петра на Ватиканском холме. Почитается церковью как мученик. День памяти 26 мая.

 

К оглавлению