КЛИМЕНТ I

(Clement I)

 

      (Clement I, а также Климент Римский [Clemens Romanus] для отличия его от Климента Александрийского)
       Святой, умер в 101. Римский папа (88-97 или 92-101), коренной римлянин. Первый из церковных писателей, т. н. Святейших Отцов.
По мнению Э. Ренана, Климент - еврей по происхождению, так как "его знакомство с Библией, стиль некоторых параграфов его Послания, способ пользования книгами иудеев и апокрифами, как Вознесение Моисея, не соответствует обращенному грешнику", но "по-видимому, он родился в Риме в семье, жившей в столице в течение одного или нескольких поколений". Его познания в космографии языческой истории показывают, что он получил хорошее воспитание.
      Некоторые ранние источники (лже-климентовы "Беседы" и "Встречи", Тертуллиан) представляют Климента непосредственным преемником апостола Петра. Руфин (диакон, священномученик, ум. ок. 310) же в предисловии к своему латинскому переводу "Встречи" (Recognitiones) высказывает следующее компромиссное соображение: "Лин и Клет были епископами в Риме, хотя прежде Климента, но еще при жизни Петра, так что они совершали дело епископства, а сам он исполнял должность апостольства; таким образом, то и другое может показаться справедливым: и то, что Лин и Клет считаются епископами прежде Климента, и то, что Климент принял епископство после кончины Петра". Епифаний Кипрский (ок. 315-403, епископ г. Саламин и митрополит Кипра), считал, что Климент, поставленный Петром, не желая ненужных распрей уступил епископство Лину, после которого следовал Анаклет, а уже после их смерти епископство принял Климент. В апостольских постановлениях от лица Петра говорится, что Лин был поставлен первым епископом от Св. Павла, а по смерти Лина Св. Петром был рукоположен Климент. Если бы Климент был бы непосредственным преемником Петра, то было бы непонятно, каким образом, в ряд его предшественников могли попасть столь малоизвестные имена Лина и Анаклета; а между тем легко допустить, что столь известный апостольский ученик как Климент, с течением времени мог вытеснить в католическом предании имена двух ранних епископов.
      Св. Климент ошибочно отождествлялся с Климентом, упомянутым апостолом Павлом в послании филиппийцам (Флп. 4, 3), но тот Климент сам был филипийцем, а не римлянином.
      Совпадение его имени с именем двоюродного брата императоров Тита и Домициана, консулом 95 года, Титом Флавием Клементом, убитым в конце своего консульства по приказу Домициана (возможно, за его симпатии к христианам), способствовало появлению в раннем средневековье красивой легенды о чудесных странствиях и мученической смерти папы Климента I. Такое же заблуждение бытовало и в середине XIX в. Против этой версии есть один веский довод: если бы римский епископ находился бы в родстве с императором, об этом было бы широко известно. Но древние источники не сообщают об этом в отношение папы Климента, а говорят о том, что он правил во времена императора Траяна.
      Чрезвычайное значение Климента создалось, благодаря обширной апокрифической литературе, приписываемой ему. Кроме первого и второго послания к коринфянам, ему приписывали изложение правил св. апостолов, постановления апостольские, пять писем в лже-исидоровых декреталиях, послания о девстве.
      Климент высоко оценивается как автор "Послания коринфянам" (Epistle to the Corinthians, 95 или 96), одого из ценнейших произведений раннего христианства. Ириней, в этой связи говорит о Клименте следующее: "при этом Клименте, когда между коринфскими братьями возникло не малое возмущение, Церковь римская послала коринфянам превосходное писание, убеждая их к миру и возобновляя веру их и предание, которое они недавно приняли от апостолов". В период раскола между Коринфской церковью, где зарождалась ересь индивидуального мистицизма, и Римской церковью, отстаивающей порядок, подчинение и правила, "смирение, покорность выше всяких дарований", в Коринф через трех римских христиан - Клавдия Эфеба, Валерия Витона и Фортуната - было отправлено некое анонимное послание от лица римской Церкви к Церкви коринфской. "Божия церковь, находящаяся в Риме, церкви Божьей, находящейся в Коринфе, избранным посвященным волей Бога в нашего Господа Иисуса Христа, да пребудет над вами милость и мир Всевышнего Бога через посредство Иисуса Христа". Послание написано на греческом языке и состоит из 59 глав.
      Почтенная фигура Климента в последующие века представлялась в виде законодателя серьезного и мягкого, постоянно проповедующего подчинение и уважение. Согласно преданию, умер мученической смертью на третьем году правления императора Траяна. Греческие "Деяния мучеников" (IV в.) сообщают много интересных подробностей. Климент за свои христианские проповеди был сослан Траяном в Херсонес таврический (современный Крым), где проповедью и чудесами обратил многих язычников в христианство и за это по приказу императора был брошен в море с камнем на шее. Предания также сообщают, что море при этом отступило назад или по другой версии подняло на поверхность тело утопленного святого в мраморной усыпальнице.
      Мощи святого из Херсонеса в Рим, возможно, привез в 868 г. апостол славян св. Кирилл; в Риме они были погребены папой Адрианом II в базилике Св. Климента. Он является святым Канона.
      Изображался с папским крестом, тиарой, агнцем и якорем. С источником, который чудесным образом забил по его молитве.
      Является покровителем шляпников, мраморщиков, каменотесов (т.к. во время своей ссылки в Крым он для изнывающих от жажды двух тысяч каменотесов, добывающих мрамор в каменоломнях, чудесным образом заставил забить чистый источник), моряков.

      День памяти 23 Ноября.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz