КАЛИКСТ I

(Calixtus, Callistus)

 

      Святой. (160?-222?). Папа (римский епископ) в 217-222. Почти все сведения о нем сообщает его противник Ипполит в своих "Философуменах" ("Philosophumena"). Его современник Юлий Африкан определяет год его вступления в сан как первый (или второй?) год правления императора Элагабала (Heliogabalus), то есть 218 или 219. Евсевий и Либерианский каталог определяют срок понтификата Каликста в пять лет.
      Согласно Ипполиту Каликст был рожден рабом в Риме в районе Трастевере (западный берег Тибра). Его отца звали Домиций (Domitius). Будучи рабом некоего Карпофора (Carpophorus) - богатого сановника при императорском дворе - Каликст растратил доверенную ему большую сумму денег, за что подвергся тяжелому наказанию, а позже был сослан на рудники в Сардинию (ок. 186-189). Ему повезло: он оказался в списке христиан, представленных к помилованию, который епископ Виктор передал императору Коммоду, использовав посредничество наложницы императора Марции, вероятно христианки. Вернувшись в Рим в ореоле мученичества, Каликст завоевывает доверие христианской общины и выполняет в ней ответственную функцию диакона. Среди других заданий административного характера Зеферин поручает Каликсту приведение в порядок христианских кладбищ и надзор за этими большими хранилищами усопших. Это было очень важное задание, поскольку приобретение подземных кладбищ (катакомб), принадлежавших исключительно христианам, в известной степени придавало легальный характер их культовой практике. Их называли кладбищами или "усыпальницами", так как считали, что покойники спят там в ожидании воскресения. Там похоронили несколько мучеников. Вследствие этого, уважение, оказываемое телам мучеников, перешло на места их успокоения. Каликст, к удовольствию всей общины, прекрасно справился с поручением, и знаменитые катакомбы, носящие его имя (катакомбы святого Каликста), до сих пор посещают толпы туристов.
      После смерти Зеферина Каликст был избран епископом, что вызвало недовольство группы пресвитеров во главе с выдающимся христианским писателем и философом Ипполитом, противопоставлявшем тринитарной формуле пап Виктора и Зеферина идею о соподчинении лиц внутри троицы. По происхождению он был греком, но уже много лет жил в Риме и действовал в среде римского духовенства. В римской церкви наступил раскол, часть римского духовенства избрала Ипполита в епископы, но большинство стояло за Каликста. Тринитарная формула в духе Виктора I восторжествовала над всеми другими формулировками, так что Ипполит вместе с некоторыми приверженцами очутился в лагере еретиков. Эта победа римского епископа была закреплена Каликстом I провозглашением формулы крещения, признанной вскоре во всех странах христианского мира. «Таинство крещения» заняло исключительное место в христианской религии.
      По-видимому, введение во всеобщее употребление римской крещальной формулы и устройство Каликстом специальной исповедальни, получившей почти такое же широкое применение, послужили основой для создания легенды о Петре. Каликст ссылался на евангельский текст (Матфей, XVI, 18—19) как на «доказательство» того, что «князь апостолов» — Петр, в качестве «наместника Христа», построил на «скале» христову церковь и получил «ключи от царства небесного». Каликст и следовавшие за ним епископы Рима (в дальнейшем их стали называть «наместниками бога на земле») доказывали, что им принадлежит первенство не только почетное (primatus honoris), но и юридическое.
      В ранней христианской церкви имелась сильная склонность к ригоризму. Некоторые епископы отказывались принимать обратно отступников общины, неверных супругов и убийц. Эти грешники, независимо от глубины своего раскаяния, оставались отлученнымыми от Церкви до самой смерти. Ко времени Каликста эта практика стала в христианской церкви общепринятой. Можно предположить, насколько это было тяжело для раскаявшихся грешников. Считается, что Каликст, установил декрет, позволявший отпускать грехи и повторно принимть в лоно Церкви истинно раскаявшихся грешников, после соответствующего покаяния.
      Пользуясь своим «правом» отпущения грехов, Каликст особенно снисходительно относился к священникам и, ссылаясь на то, что в «Ковчеге Ноя рядом находились чистые и нечистые твари», разрешал духовенству и конкубинат, и многоженство. Конкубинат — в римском праве — фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Дети, рожденные в конкубинате, имели ограниченное право наследования.
      «Мягкость» Каликста в немалой степени способствовала распространению христианства. Многие из отпавших возвращались в лоно церкви, однако становились предметом нападок со стороны строгих блюстителей старины. Ипполит, ставший первым в истории антипапой, обвинял Каликста в слишком терпимом отношении к грешникам и отпавшим от церкви во время гонений, а также в том, что вопреки традиции он слишком легко прощал прегрешения в быту и назначал пресвитерами и диаконами людей дважды, а то и трижды женатых, не ценил целибата, смотрел сквозь пальцы на случаи сожительства, не осуждал практики прерывания беременности и т. д. Кроме того, Ипполит вменял в вину Каликсту то, что он способствовал распространению ереси, которая приуменьшала божественные черты Христа. В частности, Ипполит обвинял Каликста в лояльном отношении к монархианству несмотря на то, что последний осудил и отлучил от церкви (220) прелата и богослова Савеллия (Sabellius), лидера "модалистического монархианства". К этим обвинениям присоединялся также Тертуллиан, увлекшийся монтанизмом. После формального вступления в монтанистскую секту (ок. 212) Тертуллиан обвинил "кафолических" христиан ("психиков") в потакании слабостям и порокам, отстаивая крайний аскетизм в сочинениях "О гонении" (De fuga et persecutione, ок. 212), "О единобрачии" (De monogamia), "О посте" (De ieiunio) и "О целомудрии" (De pudicitia), где выступал против отпущения грехов прелюбодеям и развратникам после принесенного ими покаяния. Таким образом, это был спор между защитниками строгих моральных правил и Каликстом, который был либерален в вопросах нравственности. По мнению некоторых историков, фоном этого конфликта служила также оппозиция группы интеллектуалов, греков по происхождению, представляемых священником Ипполитом, по отношению к прагматическому направлению, избранному администрацией римской христианской общины, в которой верховодили диаконы, ответственные за быт членов общины.
      Протесты оппозиции сливались с недовольством еретиков и язычников. «Поток слов, писаний и посланий», хлынувший по адресу Каликста, отчасти и послужил поводом к точному установлению священных книг, содержание которых было объявлено каноническим. Необходимо было положить конец беспрестанному и произвольному толкованию «божьего слова». До Каликста священной книгой считался лишь Ветхий завет. Новая религия в борьбе с гностицизмом и другими восточными учениями должна была найти опору в другом «завете» столь же священном, как и израильский. В Новый завет были включены четыре евангелия, соборные послания Павла, Петра, Иоанна и другие писания. Новый завет, служа как бы продолжением своего предшественника, считался, подобно ему, «боговдохновенным», а потому все его предписания с конца IV века так же считались каноническими.
      Каликсту приписывают декрет, устанавливающий посты три раза в год. Последние вместе с Великим постом формируют посты четырех сезонов, которые (12 дней, по 3 дня 4 раза в год в англиканской и католической церкви) соблюдаются и сегодня. Считают также, что Каликст построил базилику на берегу Тибра в родном округе Трастевере. Мы узнаем из "Historiae Augustae" что место, на котором он построил часовню, оспаривалось трактирщиками, но император решил, что почитание любого бога лучше чем таверна. На этом месте, как считают, позднее был построен собор Божьей Матери за Тибром (согласно каталогу Либерия, папой Юлием).
      О смерти Каликста подробных сведений нет. Как утверждает Ипполит, он погиб во время религиозных столкновений, которые произошли среди населения, жившего за Тибром. Его тело, сброшенное в колодец, похоронили затем на самом худшем кладбище Калеподия (Calepodius) на виа Аурелия (via Aurelia miliario III), откуда через несколько сот лет (в IX веке) оно было перенесено в собор Божьей Матери за Тибром. Его Деяния, вероятнее всего подложны, однако Каликст - самый ранний римский папа, упомянутый в "Depositio Martirum" (IV в.), а это - неплохое доказательство, того что он действительно был мучеником, хотя жил в мирные для церкви времена правления Александра Севера (222-235), чья мать была христианкой. "Depositio Martirum" и более поздние мартирологи датируют день смерти Каликста 14 октября. Эта дата и отмечается католической церковью как день памяти Св. Каликста.

 

К оглавлению